НА ФОРУМАХ
60
97
1
239
2

Как общаться, чтобы общаться

429fd09dc7136d84c87b06103aaf409d.jpg

Одна из важнейших потребностей ребенка  - получение внимания своей мамы. Однако не всякое внимание ему нужно. По словам Ю.Б.Гиппенрейтер, «иногда оно (внимание) становится болезненным – я имею в виду эмоциональное «прилипание», «завязку», которую некоторые матери создают, когда берут на себя всю эмоциональную сторону существования ребенка».  Это не значит, что не нужно быть ласковым и нежным с ребенком. Просто этого недостаточно. Если ребенка любят, оберегают, но не беседуют с ним, то он становится объектом внимания. Но надо всегда помнить, что ребенок – субъект, человеческая личность, существо, которое нуждается в понимании. А для этого с ребенком нужно беседовать, и, что самое важное, - слышать его.
К нам нередко обращаются за консультацией родители, чаще, конечно, женщины, как найти время для того, чтобы больше общаться с детьми. Кстати, у большинства наших клиентов  по два или три ребенка, а в одной семье недавно родился четвертый!
Сразу скажем: мы не будем советовать вам уделять детям больше времени.
Когда Людмила Мосина написала в одной из своих статей, что с ребенком достаточно общаться 15 минут в день, если это  – подлинный контакт, то у некоторых это вызвало недоумение. Ведь 15 минут – это так мало! Но главное здесь – подлинный контакт, когда нам есть, что сказать друг другу и мы готовы это услышать. Чаще всего для родителей важно видеть ребенка, а вот полноценно общаться – это уже проблема. Во-первых, о чем говорить? Просто спросить «как дела» и услышать «нормально» - это слишком поверхностно. Во-вторых, как найти подходящий момент: когда вы вернулись с работы, ребенок собрался гулять или смотреть кино, а вам надо приготовить ужин или просто хочется отдохнуть…Проблема скорее не в количестве времени, а в том, как «совпасть» во времени и пространстве.

9a845bd8c4ac29978cef780ffd614546.jpg

Что здесь можно предложить? Лучше всего, конечно, ввести какие-то ритуалы. Например, за час до сна выпить вместе по чашечке чая,  подвести итоги дня. Или утром за завтраком обсудить планы на день. Хорошо бы иметь привычку хотя бы два раза в месяц ходить вместе в кино или в театр. Именно привычку, а не делать это от случая к случаю.

3a0c6dd36eecf5e9cb8a4c51c1c1b9f8.jpg

Хорошо, когда есть общие увлечения. В одной семье, где трое детей, папа и дочка увлечены рисованием, а мальчики любят заниматься спортом – зимой лыжи, летом – ролики. У мамы в это время появляется возможность почитать, а в выходной  день  они всей семьей ездят к бабушке на обед.  Так решается и поколенческий вопрос.  В этой семье нет проблем с качеством  общения.
Ребенок подрастает, и на первый план выходит его потребность в разнообразии впечатлений. Наряду с разнообразием впечатлений  в физическом мире (что-то увидеть, потрогать и даже сломать), ребенку нужно и разнообразие привязанностей, т.е. общение с разными людьми, а не только с мамой или няней. И тут неизбежно встает вопрос о том человеке, который проводит с ребенком большую часть времени. А это, как правило, няня или бабушка.  Они стараются оградить ребенка от разных опасностей, и в этом видят свою задачу. Или, если няня с педагогическим образованием, то старается его всегда чему-то учить. А ребенка важно слушать.
Качество общения имеет очень большое значение. Что это значит? По образному выражению Ю.Б.Гиппенрейтер, под качеством общения следует понимать «пластичное отношение к нему, слышание его «живых» потребностей».

3a06e46848f3fef2710c251a12a8d093.jpg

Ребенку хорошо дома, когда понимают его потребности. Одна из важнейших потребностей – свобода исследовать мир и получать впечатления.  Нам, взрослым, обычно трудно принимать желание ребенка рисковать, поднимать планку.  Когда ребенок маленький, он стремится залезть на дерево повыше, когда становится старше – убежать с друзьями в соседний двор. А вот когда еще старше – вернуться домой попозже, попробовать сигарету , вино… И тут очень многое зависит от того, как ведут себя родители. Нотации и запреты бессильны.

Как писал Карл Густав Юнг: «Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, его лучше направить на себя».

Неполная семья

Достаточно хорошая мать

Какие права в отношении внуков имеют бабушка и дедушка?

Здоровый свет